Главная / Полезные статьи / Банковский надзор на консолидированной основе

Банковский надзор на консолидированной основе


Мировой практике известно немало случаев, когда банковские учреждения подвергались финансовым рискам вследствие «неэффективных» действий лиц, связанных с такими банковскими учреждениями.
Одним из инструментов защиты интересов банков и предотвращения указанных финансовых рисков в таких ситуациях является осуществление регулятором банковского надзора не столько на индивидуальной, сколько на консолидированной основе. Нередко банковское учреждение может принадлежать группе, возглавляемой холдинговой структурой, и в таких случаях регулятору нужно принимать во внимание как деятельность холдинговой компании, так и всех ее дочерних структур. Таким образом, консолидированный надзор предполагает детальную оценку целой группы, принимая во внимание все риски, которым может подвергаться банк, независимо от того, учтены они в банке или связанных лицах.

Консолидированный надзор является одним из «Основных принципов эффективного банковского надзора», утвержденных Базельским комитетом по банковскому надзору. Более того, как свидетельствуют integrites отзывы, комитет рекомендовал регуляторам не давать иностранным банкам разрешение на открытие представительства в своих юрисдикциях, если они не предоставят подтверждение того, что регулятор в стране их регистрации имеет возможность осуществлять банковский надзор над ново-созданным представительством и материнским банком на консолидированной основе в соответствии с минимальными стандартами, определенными комитетом.

На национальном уровне, в большинстве развитых стран предусмотрена возможность консолидированного надзора над банковскими учреждениями. В то же время, замечают специалисты Integrites, ныне действующее законодательство Украины фрагментарно и недостаточно четко регламентирует вопросы, связанные с осуществлением Национальным банком Украины (НБУ) надзора на консолидированной основе и содержит только общие положения относительно такого надзора. Так, согласно ст. 11 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банковский надзор за деятельностью банковской холдинговой группы осуществляется на индивидуальной и консолидированной основе. Однако, ни механизм осуществления контроля на консолидированной основе, ни меры влияния со стороны НБУ, в случае нарушения банковской группой действующего законодательства не определены. Более того, отсутствует четкое определение термина «материнский банк». Также, неоднозначными являются полномочия НБУ в части осуществления контроля на консолидированной основе, принимая во внимание тот факт, что, в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банковская холдинговая группа состоит исключительно из банков, что значительно сужает поле для деятельности регулятора.

В этой связи, стоит отметить принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно надзора на консолидированной основе» № 3394-VI от 19 мая 2011 года, который вступит в действие с 19 декабря 2011 года (Закон). Данный Закон вносит существенные изменения в ряд законодательных актов Украины, в том числе, и в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно осуществления банковского надзора на консолидированной основе.

Отдельно стоит отметить введение Законом термина «банковская группа», которым, в отличие от «банковской холдинговой группы», охватываются не только банки. Это, в свою очередь, позволит осуществлять надзор не только над банками, надзор над которыми может быть осуществлен и на индивидуальной основе. Одна из проблем, как считают юристы Интегритес, в данном отношении может состоять в том, что отнюдь не все требования, применяемые к банковским учреждениям, могут быть адекватно применимы ко всем участникам банковской группы. Более того, могут возникнуть вопросы в отношении практической реализации положений о разграничении функций и полномочий НБУ, ГКЦБФР и иных государственных органов. Отдельное внимание, безусловно, нужно будет уделить и вопросу обмена государственными органами информацией об участниках групп.

Также Законом четко определены такие понятия как «материнский банк» и «дочерняя компания». Более того, прямо закреплено право НБУ устанавливать требования к банковской группе, среди прочего, относительно: наличия эффективной системы корпоративного управления, наличия эффективной системы управления рисками, экономических нормативов и т.д.

Кроме того, стоит отметить, что, в соответствии с Законом, НБУ осуществляет контроль над операциями между участниками банковской группы и их связанными лицами, которые не являются финансовыми учреждениями. Так, совокупный объем операций, которые генерируют кредитный риск, между участниками банковской группы и их связанными лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, не должен превышать 20 процентов консолидированного уставного капитала банковской группы. Совокупный объем таких же операций между участниками банковской группы и одним связанным лицом банковской группы, которое не является финансовым учреждением, ограничен 5 процентами консолидированного уставного капитала банковской группы. Эти требования, скорее всего, сделают интегритес отзывы и жизнь «карманных банков» еще более сложной.

Следует подчеркнуть, что Закон предоставляет НБУ право требовать от украинского банка уменьшения участия в капитале дочернего банка, закрытия дочернего банка, филиала банка, созданных на территории других государств, в случае неполучения НБУ информации, необходимой для осуществления надзора на консолидированной основе, или если надзор за дочерними банками или филиалом украинского банка, созданными на территории других государств, который осуществляется органом надзора такого государства, является неэффективным, в частности не соответствует «Основным принципам эффективного банковского надзора» Базельского комитета по вопросам банковского надзора.

С одной стороны, указанная норма позволяет НБУ контролировать деятельность украинских банков за границей и предотвращать наступление возможных финансовых рисков, тем самым защищая integrites reviews, права кредиторов и вкладчиков банка. С другой стороны, не установлен четкий механизм и методика определения НБУ соответствия надзора, осуществляемого регулятором иностранного государства, Базельским принципам, что, в свою очередь, может повлечь принятие необъективных решений со стороны НБУ.

В общем, несмотря на некоторые возможные разночтения Закона, а также вопросы в отношении практической реализации некоторых его положений, его принятие, безусловно, является позитивным нововведением в сфере осуществления банковского надзора. Благодаря таким нововведениям, считает Integrites, Украина может сделать шаг в направлении приведения своего законодательства в соответствие с законодательством стран ЕС и документами Базельского комитета. Как показывает мировая практика, банковский надзор на консолидированной основе может значительно способствовать укреплению стабильности банков, предотвращению рисков и защите интересов как самого банка, так и его вкладчиков, что, надеемся, произойдет и в Украине с принятием и дальнейшим исполнением Закона.







Зарегистрироваться