ГАИ: только в Киеве полторы тысячи неисправных маршруток
И эта ситуация характерна для других украинских мегаполисов. К сожалению, добавляет заместитель начальника департамента ГАИ, водители не проходят предрейсовый медицинский контроль и проверку технического состояния автобусов механиком. И очень многие перевозчики не имеют своей ремонтно-технической базы, своего автопарка и своей медицинской службы.
Культура перевозки начинается с водителя
От 15 до 30% маршрутов являются неисправными или технически устаревшими, отмечает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева. Но это не значит, успокаивает он, что ездить на них опасно. Здесь речь идет о состоянии резины и двигателей, а также внешнего вида салона.
«В более-менее нормальном состоянии находятся автомобили перевозчиков, имеющих производственную базу, медицинский и технический контроль. Но есть большая группа - в Киеве до 70 частных предпринимателей, - которые имеют небольшое количество автобусов, стоящих на улицах. Я лично сегодня утром в районе Красного Хутора видел, как прямо на улице ночуют около полусотни маршруток, которые привлечены из других городов, но работают в Киеве.
Автопарки оснащены преимущественно старыми машинами, из новых только «Богданы», говорит водитель Виталий, да и те за 3-4 года «на ладан дышат».
«Техническое состояние некоторых машин очень плохое. Как водители сейчас ездят - таких издевательств автомобиль долго не выдерживает. «Богдан» вмещает 20 сидячих людей и еще 20 стоячих, а запихиваются по 100 и больше - это слишком большая нагрузка», - констатирует Виталий.
Водителя одной из киевских маршруток Александра Остапенко многие из пассажиров знают в лицо. Александр убежден: культура перевозки начинается с водителя. Лично он приходит на работу в белой рубашке и бабочке.
«Я сам лично смотрю машину. Чтобы я не поломался, не дай Бог, чтобы не было стыдно перед людьми, отдавать им деньги. Чтобы они 10 минут ждали следующей машины. Мой маршрут проходит через больницу, я должен своевременно доставить пассажира, чтобы он не опоздал к врачу», - сказал Александр.
Пассажир, садясь в маршрутку, фактически беззащитен
Безопасность перевозок в маршрутках должна контролировать Госавтоинспекция, которая сейчас только проводит проверки, утверждает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева. Пассажир, садясь в маршрутку, фактически беззащитен. Ему часто не выдают билет, затем в случае ДТП он не может доказать, что ехал именно в этой маршрутке, не говоря уже о выплате страховки, говорит Виталий Рева.
«Штрафовать можно и водителя, и собственника предприятия. Водитель отвечает за неправильные приемы управления, если водит неисправную машину, если не прошел технический осмотр и медика. Параллельно за все эти вопросы отвечает владелец. Но у нас сложилась такая тенденция, что в основном все вопросы, связанные с такими проблемами, вешают на плечи водителя», - говорит Виталий Рева.
В свое время Украина закупила много автобусов зарубежного производства. Это грузовые микроавтобусы, которые стоили дешевле и не были приспособлены для пассажирских перевозок. Их уже на месте перерабатывают на маршрутные такси, отмечает Василий Шевченко, экс-заместитель министра транспорта.
«Во-первых, получив маршрутки, мы снизили уровень безопасности, а во-вторых, эти маршрутки переоборудованы из грузовых. И все эти составляющие влияют непосредственно на безопасность, техническое состояние, конструктивные особенности и обслуживание», - заметил Василий Шевченко.
В январе этого года в одной из киевских маршруток прямо на ходу отлетело колесо. В микроавтобусе «Богдан» были десятки пассажиров, многие из которых ехали стоя. И только чудом обошлось без жертв. По предварительным данным, ДТП произошло из-за технической неисправности машины.