Нужно ли монетизировать льготы в Украине?
Другой высокий чиновник - министр труда и социальной политики Василий Надрага - считает монетизацию льгот нецелесообразной. По его словам, более принципиальным есть желание государства оказать адресную помощь нуждающимся.
Льготы и те, кто в них нуждается
Когда о льготах напоминаешь пенсионерам, они в лучшем случае скептически улыбаются и говорят, что «на эти копейки приходится просто выживать» и экономить буквально на всем, включая транспорт.
Пенсионеры в этом городе пользуются преимущественно трамваями и троллейбусами. Не каждый водитель маршрутки позволит себе бесплатный проезд. Господин Андрей, например, всего один раз в день пользуется бесплатным проездом в трамвае, а так пытается ходить в основном пешком. Человек на пенсии 5 лет и относится к категории «детей войны». Он имеет льготы при оплате за коммунальные услуги и получает минимальную пенсию 740 гривен в месяц. «Я плачу на 25 процентов меньше за электричество и за газ, но большого облегчения от этого не имею», - жалуется он.
Петр Галущак - отец 6 детей, трое из которых студенты и учатся за средства государства. На каждого члена семьи приходится 330 гривен в месяц, большой процент от общей суммы забирает общественный транспорт и коммунальные услуги. А несмотря на то, что с 1 января начал действовать закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам социальной защиты многодетных семей», предусматривающий льготы для многодетных семей, до сих пор он не действует, поскольку семьям не выдали специальных удостоверений, как это предусмотрено законодательством.
Неудачный опыт
Льготы являются наследством советских времен, когда экономику полностью регулировало государство. Ими тогда поощряли относительно небольшое количество людей. В последние 20 лет число льгот резко возросло, в условиях роста цен и нехватки денег в государственной казне ними пытались поддержать малообеспеченные слои населения. Наконец количество льготников достигло трети населения Украины.
Основной аргумент экспертов против монетизации льгот, кроме нехватки денежной массы, - трудности реализации. Провести такую реформу сложно технически. И не исключен вариант, что льготы отменят, а денежные компенсации предоставят с опозданием или недостаточно.
Именно так произошло свыше 5 лет назад в России, где попытка ввести монетизацию завершилась неудачей. В 2005 году российское правительство заменило социальные льготы (бесплатные лекарства, проезд в общественном транспорте, скидки на оплату услуг ЖКХ и т.д.) на денежные выплаты. Процесс монетизации не был распределен на несколько лет, и почти все льготы были отменены сразу, объем компенсаций установлен значительно ниже, чем реальный, уровень. Кроме того, замена льгот денежными компенсациями произошла одновременно с повышением цен на эти услуги, отмечают эксперты. Тогда российские пенсионеры в знак протеста против отмены государственных льгот начали устраивать пикеты и блокировать дороги.
Льготные позитивы
Основные аргументы за внедрение монетизации следующие: система льгот профанация- часть людей пользуется ими незаконно. Вместе с тем многие льготы остаются обеспеченными только на бумаге. Например, всем известно, насколько «бесплатной» является украинская медицина. А бесплатный проезд мешает улучшать техническое состояние транспорта. Также льготы тормозят реформы ЖКХ, уверяют некоторые эксперты.
Наконец, льготникам можно дать деньги, а они уже разберутся, на что их тратить. Об этом говорит заместитель министра экономики Валерий Мунтиян. «Если человеку необходима льгота, то зачем за него решать, на что тратить государственные пособия, зачем выбирать инструменты. Я думаю, что в финансовом, бюджетном плане есть проблемы, поэтому и ищут другие формы», - считает он.
В целом чиновники не заинтересованы в монетизации, поскольку она уменьшает возможности для злоупотреблений, говорит экономический эксперт Александр Жолудь. Хотя в экономически развитых государствах монетизацию осуществляют с успехом. «Монетизация в большинстве случаев работает не через государство. Те, кто нуждаются в дополнительной помощи, они в системе страхования оплачиваются страховой компанией, а не государством ». Основным преимуществом монетизации является то, что каждый получает равную долю до своего дохода и может определить, куда именно потратить эти средства, объясняет экономист.
В Украине возможна смешанная модель защиты социально незащищенных людей: частично льготы и частично монетизация. Так считает бывший вице-премьер-министр Украины Владимир Лановой. «Одно другого не исключает. Возможно предоставление специальных натуральных услуг, и вместе с тем предоставление денежной компенсации, получение других услуг. Например, в Америке дают необеспеченным людям помощь картами, которыми можно оплатить только простые продукты, например, молоко, хлеб». Такая система действует много лет, и еще не скомпрометировала себя, отмечает Лановой.
В Украине есть более ста категорий льготников. Общая стоимость обещанных в законах льгот составляет от 4 до 6 миллиардов долларов в год. Но на самом деле финансируют лишь часть из них, констатируют эксперты. Некоторые специалисты утверждают, что реально обеспечена только половина льгот.