Что было бы с евро, если бы Греция обанкротилась?
Поэтому Афины попросили предоставить им обещанную финансовую поддержку от Евросоюза и Международного валютного фонда. Между тем, в европейских странах множатся сомнения. Немало государств этого монетарного союза только начали оправляться после мировой финансовой рецессии. Поэтому, найти лишние средства - дело непростое. К тому же опасаются, что после греков появятся и другие государства еврозоны, которые также будут просить спасения. Тем более одно дело давать кредиты на развитие определённых отраслей промышленности, к примеру, строительство, модернизировать те же пластиковые окна и совсем, другое, выделять долгосрочные займы на непонятные цели. Интересно, а могли бы страны «зоны евро» для наглядности оставить греков на обочине и просто отказать им в предоставлении помощи?
Уже прошло полгода с тех пор как Греция стоит перед сложной дилеммой: либо объявить себя банкротом, либо занять денег и, экономя на всем, хоть немного сократить государственный долг. А он уже намного превысил ее годовой национальный доход. Помогать грекам вызвались остальные страны еврозоны и Международный валютный фонд. Однако Германия - крупнейший вкладчик в спасение Греции - все еще колеблется. Как и другим европейским государствам, ей очень сложно смириться с тем, что до и после вступления в еврозону в Афинах фальсифицировали данные о состоянии греческих государственных счетов.
Греция - «зеленый свет» для других ослабленных экономик?
Впрочем, спасать, очевидно, таки придется. Иначе инвесторы потеряют доверие ко всем странам еврозоны, поскольку не будут уверены в возврате своих вкладов. С другой стороны, банкротство Греции означало бы крах многих звеньев европейской банковской системы. Как утверждают эксперты, это привело бы к цепной реакции, подобной той, которую вызвал роковой отказ США спасать свой банк «Lehman Brothers», что, наконец возбудило всю систему мировых финансов.
Не станет ли это первое спасение страны еврозоны сигналом и для других государств, входящих в нее, но также имеющими значительные долги и ослабленные кризисом государственные бюджеты?
Именно этот вопрос и поставил многих европейских политических лидеров в затруднительное положение. Ведь после греков помощь могут попросить и другие, скажем ирландцы или португальцы, которым тоже нельзя позавидовать. Именно поэтому просьба Афин о предоставлении им финансовой помощи вновь сопровождается сомнениями и требованиями убедительных гарантий. Даже Франция, которая до этого времени была довольно снисходительной относительно греческих проблем, сегодня заняла значительно более жесткую позицию.
Надзирателями будут МВФ и Еврокомиссия
«Греция после анализа ее экономического положения и потери доверия к данным, которые длительное время поступали из Афин, оказалась перед огромными трудностями, - заявляет французский министр экономики Кристин Лагард. - Евро тоже в опасности. Теперь, с одной стороны, греки должны сделать чрезвычайные усилия, чтобы оздоровить свои государственные финансы, сократить дефицит и долги. С другой стороны, Международный валютный фонд и Еврокомиссия будет тщательно следить за выполнением греками всех обязательств, когда будет действовать план наш помощи. При таких условиях мы восстановим стабильность евро, а это в интересах каждой страны еврозоны.
А между тем, 19 мая - последний день, когда Афины должны выплатить 8 000 000 000 евро иностранным банкам-заемщикам. Без европейской и международной помощи Греция обойтись не сможет.