Главная / Культура / Утраченные ценности - кражи из украинских музеев

Утраченные ценности - кражи из украинских музеев


За последнее десятилетие Украина потеряла почти 1000 музейных экспонатов (это вдесятеро раз больше, чем в 90-е годы). Ограбления государственных фондов стали уже систематическим явлением, отмечают в Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу. Как охраняются украинские музеи, и почему в них часто случаются кражи?
Незащищенные ценности

За последние 10 лет из музеев, фондов, частных коллекций украли в 10 раз больше культурных ценностей, чем за предыдущее десятилетие, а количество обворованных музеев увеличилось вдвое, констатирует председатель Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Юрий Савчук. «К сожалению, объектами нападений становятся небольшие музеи, расположенные в небольших городах, селах, имеющих статус народных музеев и которые являются муниципальными. Села и коттеджные поселки не в силах обеспечить должный уровень безопасности своим музеям. Причиной тому является скудное финансирование, незащищенность, иногда даже человеческая психология. Мы заключили перечень, украденных культурных ценностей, этот реестр должен в будущем помочь в их розыске», отмечает Юрий Савчук.

Под прицелом воров находятся, в основном, провинциальные музеи, - подтверждает директор Института проблем современного искусства Виктор Сидоренко. Если частные коллекционеры - люди небедные - об охране своих коллекций беспокоятся сами, то сохранением государственной музейного наследия фактически никто не занимается. «Страхование стоит тоже недешево, оно стоит как охрана. Если нет денег на охрану, то понятно нет денег, чтобы застраховать ценности. Когда крадут вещи из музеев, то воруют, в основном на заказ. Украинские законы, неспособность государства защитить культурные и политические интересы являются причиной того, что ценности спокойно вывозят за границу. Если даже какая-то вещь из украинского музея появится в другой стране, я просто не представляю, как Украина защитит свои права».

Современная сигнализация или висячий замок?

Государственной службе охраны Министерства внутренних дел (а именно она обязана охранять музеи) одна лишь киевская власть задолжала за прошлый год около 5 миллионов гривен. Большинство музеев Киева финансируется именно из местного бюджета, и сейчас деньги уже начали возвращать, отмечает пресс-секретарь Государственной службы охраны в Киеве Антонина Безшейко. «То, что находится под охраной Государственной службы охраны - надежно охраняется. В музеях, в которых хранятся великие ценности, есть техническая охрана и пост милиции. Там сигнализация, хорошее техническое оснащение. Раз в 2 месяца инженер обходит и смотрит, как работают датчики», - рассказала пресс-секретарь.

В тоже время 3 корпуса государственной исторической библиотеки в Киеве, в которых хранятся ценные старопечатные книги, закрываются на ... обычный замок. Ни сигнализации, ни видеонаблюдения, как не было в прошлом году, так нет и поныне. Денег нет, жалуется Григорий Вильвовский, заместитель директора библиотеки. «Все эти ценности, все эти документы разбросаны по четырем корпусам. Три помещения не охраняются. Словом, примитивно, как в 15 веке. Лишь в одном корпусе есть «живая охрана» - она предусмотрена штатным расписанием. «Живой охраной» в государственной библиотеке являются всего-навсего пожилые женщины, которые дежурят ночью.

Чешские музеи

В Чешской Республике все памятники истории культуры - движимые и недвижимые, дворцы и музеи, картинные галереи и архивы - разделены на несколько категорий и, соответственно этому финансируется их охрана. Национальный музей в Праге относится к высшей категории и финансируется государством. Каждый год в музей выделяют (в пересчете) несколько миллионов долларов. На охрану и сохранение чешских памятников средства выделяет также и Евросоюз. Больше всего возможностями финансирования пользуются периферийные музеи и архивы. Еще один источник финансирования - спонсоры - крупные и мелкие почитатели культуры. Кроме того, вокруг подавляющего большинства музеев и библиотек сплачиваются и активно работают многочисленные союзы и общества. Так, все, что касается сферы финансирования, охраны и сохранения памятников культуры на чешских землях является доступной информацией, которая широко обсуждается и публикуется. Возможно, в этом также причина того, что за последние годы не было зафиксировано случаев пожаров или краж в музейной, библиотечной или архивной сферах.

Защитить и сохранить

А Национальный художественный музей Украины имеет возможность экспонировать лишь 2% музейных фондов, остальные - в государственных хранилищах, отмечает главный хранитель фондов музея Юлия Литвинец. По ее словам, финансовой поддержки и надлежащей охраны также не хватает, те же экспонаты, ныне находящиеся в хранилищах, государство также может потерять из-за того, что они находятся в ужасных условиях. «Музейные здания почти стопроцентно не соответствуют нормам. Трудно сказать, есть ли в Украине хоть один музей, в котором бы стопроцентно работала система кондиционирования, пожаротушения. В Украине даже нет такой организации, которая бы полностью занималась музейным оборудованием», возмущается Литвинец.

По словам сотрудников Национального художественного музея, украинские музеи влачат жалкое существование. Уже почти два года (с начала кризиса) денег на охрану, на реставрацию или обновление экспозиции им не выделяют.

Дело защиты музейных фондов от хищения нельзя возлагать только на Министерство культуры, убеждает заместитель главы этого ведомства Николай Яковина. «Эта проблема требует системного подхода. Мы довели до логического конца законопроект о музеях и музейном деле. Даже средства на охрану должны быть отнесены к защищенным статьям государственного бюджета, объем которых не может изменяться при проведении сокращения утвержденных бюджетных назначений». С внесением такой нормы ситуация с охраной государственных музеев должна улучшиться, убежден Николай Яковина.

А пока - картина Караваджо из Одесского музея, сабля Богдана Хмельницкого с Переяслав-Хмельницкого историко-культурного заповедника, а также работы украинских художниц Марии Примаченко и Татьяны Яблонской ... И это лишь маленькая часть того, что похитили из украинских музеев за последнее десятилетие.







Зарегистрироваться