Главная / Первая полоса / Стадный инстинкт. Рейтинги стадности.

Стадный инстинкт. Рейтинги стадности.


До президентских выборов уже осталось меньше месяца. Какие шансы на победу у кандидатов в президенты - аналитика соцопросов.
В Украину приближается «год Тигра», согласно азиатским традициям гороскопов. Билборды вдоль заснеженных тротуаров расскажут об этом и поздравят «с годом Тигра» от имени «Тигрюли». Агитационные материалы других кандидатов в Президенты - не такие «звериные». - Кто-то приветствует «С Новым Годом и Рождеством Христовым», кто - возвращает к жизни старую советскую открытку: «С Новым Годом, с новым счастьем!». Кто-то призывает «спасти мир», а кто-то «спасти страну». Эта «художественная самодеятельность» технологов кандидатов в Президенты не поражает электорат, как свидетельствуют исследования.

Киевский международный институт социологии в декабре провел опрос - 73% не верят предвыборным обещаниям ни одного кандидата; 86% считают ложью информацию в декларациях; 79,5% уверены, что Украина развивается «в неправильном направлении». Это похоже на ситуацию за столом игры в покер, где каждый игрок блефует, поскольку у каждого на руках плохие карты. Кто победит в такой ситуации - вопрос удачи либо стечения обстоятельств. Социологи прогнозируют, что в электоральных настроениях изменений в день выборов не будет - все уже определились (опрос от 26 декабря фонда «Демократические инициативы»).

Так «война билбордов» и «война рейтингов» закончилась? Можно праздновать законные почти пол месяца выходных перед выборами? Ведь «войны программ» не было и не будет, а политологи и социологи уже определили, кто победит в первом туре, а кто - во втором. Вот только доверие народа к рейтингам и прогнозам - такое же, как и к обещаниям кандидатов. Это подтверждает динамика индексов доверия населения ко всем институтам власти и политикам. Данные комплексного исследования, обнародованные TNS в Украине (представитель компании TNS - мирового лидера в области маркетинговых исследований) следующие. - В течение 2009 года индекс доверия населения ко всем институтам власти (Президент Украины, Верховная Рада Украины, правительство Украины, местные Советы, суд, прокуратура и т.д.) не был положительным. Отрицательные индексы получили политики - в том числе кандидаты на пост Президента. В индекс «- 2» (100% недоверия) «не дотягивает» ни один из кандидатов, но вот статистика. Виктор Ющенко: -1,58 в феврале 2009, -1, 37 в декабре; Виктор Янукович -1,07 и - 0,64 соответственно; Юлия Тимошенко -1,02 и -0,84; Владимир Литвин -0,91 и -1,04; Арсений Яценюк -0,87 и -1,10 ...

Показательное единодушие электората в таком проявлении недоверия ко всем и вся означает многое. Над этим должны задуматься и политики, и общество.

Жаждущих изменить ситуацию становится больше

Выборы призваны демократическим путем сменить власть - эта теория известна и кандидатам на должность Президента, и избирателям. Предстоящие выборы Президента в Украине могут стать подтверждением теории практикой - 85,2% украинцев намерены прийти на выборы (результаты опросов Центра социальных технологий «Социополис»). Так выглядит электоральная ситуация в городах с населением свыше 100 000 человек. Если произойдет такая «явка», это будет впервые в истории современной Украины. И будет означать, что жаждущих изменить ситуацию достаточно. А тех, которые считают, что от них «ничего не зависит», так мало, что от них ничего действительно не будет зависеть.

С приближением главного выбора стало так много исследований рейтингов кандидатов на пост Президента, что избирателю сложно в них ориентироваться. От политтехнологов в СМИ просачивается информация, что «чужие» рейтинги - заказ, а «наши» - честные. Избиратель не знает, где из них чьи. Ради борьбы с фальсификацией результатов социологических исследований в декабре в Днепропетровске создан Социологический консорциум «За честные выборы». В него вошли Киевский институт проблем управления имени Горшенина, Центр прикладных исследований «Пента» и другие. Директор Института Горшенина Кость Бондаренко считает, что соцопросы существенно влияют на выбор, поэтому следует минимизировать фальсификации исследований. Есть планы создания таких консорциумов во всех крупных городах.

Сомнения и вопросы

Расхождения в определении ведущими социологическими службами рейтингов кандидатов на пост Президента минимальны. Компания «Researсh and Branding Group», Фонд «Общественное мнение», Центр социальных исследований «София», Киевский международный институт социологии и менее известные социологические службы называют победителями первого тура выборов Виктора Януковича и Юлию Тимошенко. Обзор исследований размещен на сайте OtherSide («Социологи вычислили Президента»). «Украинская правда» за 29 декабря публикует соцопрос, проведенный фондом «Демократические инициативы» и комментарии научного руководителя фонда Ирины Бекешкиной: «В первом туре совершенно очевидно - во второй тур выходят Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, это без сомнений и вопросов».

Сомнения и вопросы все же остаются - по крайней мере, для тех 29,4% респондентов опросов, которые еще не определились с выбором (данные центра «Социополис») и от которых, по мнению экспертов, будут зависеть результаты президентской гонки. Есть и другие вопросы: за кого проголосуют во втором туре избиратели «проигравших» в первом? Данные об этом существенно различаются. Возможно ли сотрудничество между победителем и побежденным во втором туре после выборов? Кто станет «третьим» во втором туре и получит хорошие перспективы на возможных досрочных парламентских выборах? Существуют ли в тихих заводях политических технологий сценарии срыва выборов? (скажем, новая волна «свиного гриппа» согнет страну в такую дугу, что выборы отменят, или случится еще что-то невероятное ...). А между тем рейтинги кандидатов на Президента с точки зрения систем информационного развития являются рейтингами стадности.





Выборы 2010

Зарегистрироваться