А была ли победа Сергея Тигипко?
- Фото с сайта obozrevatel.com
Арсений Яценюк в прямом эфире на ICTV сказал, что именно против него была направлена агитационная машина его конкурентов. Он посчитал проценты "враждебных" публикаций и количество тем, которые стали их содержанием. Но промолчал, что большая часть его "Фронта перемен" комплектовалась людьми, имеющими влияние в регионах, и у него лично вообще не было никаких проблем в доступе к СМИ. Наоборот, это журналисты жаловались на его недоступность.
Мудрый политик свои ошибки признает, наивный не видит, глупый отрицает, а двуликий игнорирует. Когда Арсений Яценюк в ответе на вопрос об ошибках своей кампании сказал, что все делал правильно и не видит ошибок, его новизна и настоящесть сразу трансформировались в некую детскость и наивность. Потому что ошибки были, и их видели все. Выводы из них нужно делать. Но для начала успокоиться и понять – долгий путь к политическому Олимпу нужно проходить без "барабанного" боя и шапкозакидательских лозунгов типа "Я приду!", "Я дойду" и т.д...
Сергею Тигипко дали сыграть избирательную кампанию. Почему? Во-первых, в отличие от Яценюка и других, у него не было парламентской истории борьбы с системой коммерциализованной политики. У него была история выборов главой штаба Януковича и история работы вместе с Тимошенко. Что это была за история, бизнес знает лучше, чем избиратель. Но реакция говорит сама за себя – кандидат Тигипко был на экранах ТВ и во всех шоу столько, сколько хотел. Во-вторых, процент электората, готового проголосовать только за новых политиков был в районе 16%. На эти проценты и комплектовался пул второго эшалона претендентов на власть. В эту группу не допустили только тех, кто был реально опасен для обоих группировок. Против них работала система, а не против Яценюка. Внутри этого пула нужна была интрига и противостояние. И ее очень умело создали.
По сути, единственным кандидатом из числа не проходных, против которого система сработала безукоризненно четко, был Анатолий Гриценко. Ни роликов на ТВ, ни билбордов, ни публикаций, ни участия в шоу. Он ездил по стране в надежде достучаться до избирателя. Но Украина – не Грузия. Ее невозможно объездить ни за три месяца, ни за год. Украина одно из крупнейших государств Европы и по территории, и по численности населения. С таким неоднородным доступом общества к информационному потоку, какое есть в Украине, без телевидения и печатных СМИ (самых дорогостоящих носителей информации), выиграть выборы невозможно.
Арсений Яценюк и Сергей Тигипко гармонично вписались в сценарий системы на "блокировку" 16% избирателей. Как они отнесутся к этому – вопрос их политических перспектив в большей степени, чем та форма, в какой они примут участие во втором туре выборов. Однако сегодня все задают им один единственный вопрос – за кого же они призовут голосовать свой электорат. И тут все понятно даже не аналитикам. Если Тигипко и Яценюк вступят в агитационную кампанию, это отодвинет их перспективы. Если удержатся от призывов и громких заявлений – укрепят завоеванные позиции. Похоже, что они это понимают, но... время покажет, какими будут их действия. Ведь агитировать и молчать – суть разные вещи. Говорить нужно. Все дело в том – ЧТО говорить и КАК.
Два лидера избирательной гонки – Янукович и Тимошенко сегодня думают о том, с кем и как им нужно договориться, чтобы после второго тура результат их устроил. Штатные политологи и политтехнологи советуют лидерам договариваться с Яценюком и Тигипко на любых условиях. Но надо ли это делать? В таких ситуациях выгоднее договариваться не с победителем второго эшалона, а с лидером "зрительских" симпатий, которым был на протяжении всей кампании и остался после нее бывший министр обороны Анатолий Гриценко.
Говорят, что все президенты расстаются с соратниками (в простонародье – кидают своих) после окончания избирательной кампании. Если так поступит Тимошенко, это никого не удивит, но сможет ли так поступить Янукович, который уже один раз прошел через этап конфронтации с Ахметовым? И что сулит Украине президент Янукович?