Главная / Прямая речь / Искусcтво и шоу-бизнес / Историю театра Франко создавали поколения известных режиссеров и актеров
Историю театра Франко создавали поколения известных режиссеров и актеров
- Фото с сайта day.kiev.ua
- В июне 41-го проходили гастроли театра в Москве, из которых, как Вы понимаете, в Киев он уже не вернулся - поехал в эвакуацию в Тамбов, а дальше - в Среднюю Азию. В эвакуации работал, создавая определенные художественные ценности, фронтовые бригады театра ездили с выступлениями на передовую.
А возвращение в Киев - это уже другой этап, ознаменованный активным расцветом метода социалистического реализма, который советская власть взялась экспортировать в освобожденные восточноевропейские страны. И вот таким образом театр Франко попадает в Польшу.
- То есть в 1944 году он вернулся в Киев - и его сразу послали насаждать социалистический реализм?
- Нет, франковцы поехали в начале 50-х. Мы, кстати, разыскали рецензии того времени и перевели их с польского языка на украинский. Интересно, что в них очень хвалят наши спектакли, в частности "Мартын Боруля", "Калиновая роща", но они пропитаны очень тонкой иронией, потому что, понятное дело, те гастрольные спектакли имели идеологическую закваску.
В тех же 50-х годах для театра Франко начался сложный период, связанный с диктатом Александра Корнейчука. Буквально на днях сын Гната Петровича Юрий Юра рассказывал, что именно Корнийчук привел в то время к очередному недоразумению - считая, что Юре нужно уже идти на пенсию, он пригласил для руководства театром Марьяна Крушельницкого, который был не намного младше и создал довольно сложную ситуацию в коллективе. Как могли уживаться два руководителя? Они вели себя очень толерантно, но творчески театр от этого не выиграл.
А вообще, по моему мнению, роль Гната Юры, который был художественным руководителем театра Франко на протяжении 44 лет, огромна. Его влияние на развитие театральной культуры в Украине огромно.
- Как я понимаю, следующий большой период Первой сцены Украины - как во временном, так и в творческом измерении - связан с именем Сергея Данченко.
- Творческие пути привели Сергея Владимировича Данченко в театр Франко в 1978 году. И он сделал его немного другим, очень профессиональным и очень интеллектуальным. С Данченко началась новая эпоха, когда в театре ставили не только отечественную классику, современную украинскую драматургию - я имею в виду Зарудного, Коломийца, Корнейчука, - а начали появляться разные масштабные вещи: "Дядя Ваня" Чехова, "Тевье-Тевель" Горина по Шолом-Алейхему, "Мерлин" Танкреда Дорста. Дорст - очень популярный в мире современный немецкий драматург, его спектакль "Мерлин" поставили более 150 театров. Одну из этих постановок осуществил Сергей Данченко. И Дорст сам признал, что она - одна из лучших.
- Он ее видел? Когда?
- Если не ошибаюсь, это было в 1994 году. Дорст был здесь на премьере, потом в Мюнхене смотрел ее вместе со своим соавтором Урсулой Елер. Там на приеме, устроенном для коллектива театра, было сказано очень много хороших слов о спектакле.
- Следовательно, вы успели поработать с Сергеем Данченко. Каким он был?
- С Сергеем Владимировичем я работал лет десять. И скажу прямо - это был гениальный мужчина, гениальный артист, он и человеком был гениальным. Он любил людей, он ставил спектакли для тех, кто любит театральное искусство и настоящие отношения. Он был настоящим. Мне кажется, что он сделал и настоящий театр. Очень открытый, очень талантливый театр.