Главная / Прямая речь / Искусcтво и шоу-бизнес / Историю театра Франко создавали поколения известных режиссеров и актеров

Историю театра Франко создавали поколения известных режиссеров и актеров


Национальный академический драматический театр им. И.Франко скоро будет праздновать свой 90-летний юбилей. Об истории театра, его настоящем, планах и проблемах - разговор с генеральным директором театра - народным артистом Украины Михаилом Захаревичем.
"Проникаясь судьбой Курбаса, Юра ставил себя под удар"

- Михаил Васильевич, начинать разговор о таком солидном юбилее необходимо, по-видимому, с истории Вашего театра.

- А ее создавали поколения выдающихся франковцев - режиссеров, актеров. Мне кажется, что сама история и сама судьба определили место театра имени Франко в театральной жизни Украины и Европы. Потому что начинался он на творческих, конкурентных принципах Гната Юры и Леся Курбаса - это и стало толчком к тому, чтобы в поисках создать уникальный коллектив.

А он родился в 1920 году в Виннице, где счастливая судьба свела двух гениальных людей - Гната Юру и Амвросия Бучму. Первый приехал из Киева - с частью труппы Молодого театра - следом за Петлюрой, в надежде на его поддержку. Второй - из Львова, с Новым Львовским театром.

В начале новым коллективом руководил Бучма, а впоследствии его возглавил Юра и, будучи, по моему мнению, гениальным менеджером, начал формировать высококлассную труппу. Конечно, необходимо было адаптироваться к советской власти, поскольку иначе существовать в то время было невозможно, и Юра получил определенный государственный заказ - на обслуживание рабочих в городе Кременчуг. Государство в какой-то степени дотировало эту поездку, и с этого фактически начался театр, история которого была довольно непростой.

Я разделил бы ее на несколько этапов и первый - поисковый период 20-30-х годов - назвал бы периодом утверждения украинского национального театра. Потому что Гнат Юра, исповедуя принципы мхатовского театра и осуществляя определенные поиски в стиле европейского, пытался перенести их на сцену театра корифеев - и таким образом в 20-х годах создал свой очень интересный театр, привлекая к постановке режиссеров курбасовского, поискового стиля, скажем, как Борис Глаголин.

Уже в первом сезоне Юра поставил более 20 спектаклей, начав с пьесы Винниченко "Грех". Кстати, уже в 1920 году он осуществил постановку пяти пьес Владимира Винниченко.


В 30-х годах - репрессий и гонений на деятелей искусства - Гнат Юра приложил немало усилий, чтобы сохранить театр, но это тоже было очень интересное в творческом плане время. Франковцы поставили тогда рискованные, смелые вещи, скажем, как "Дон Карлос" Шиллера, "Борис Годунов" Пушкина, герои которых - диктаторы, душегубы. Мне кажется, что так в художественных образах Юра камуфлировал свои мысли.

- 30-тые годы были еще и временами гонений на харьковский театр "Березиль".

- Известно, что Гнат Петрович в 1934 году подписал одно из печально известных писем против Леся Курбаса. Знали ли вы, что два года назад два из них мы отдали на экспертизу? Она показала - их писал один человек, но одно письмо дали подписать студенту, а второе - мэтру. Поэтому Юра его не писал, его заставили подписать.

Так власть расправлялась над деятелями искусства: одного нужно было опозорить, а второго - уничтожить. И она справилась с этой задачей: Гната Петровича опозорили, а Курбас был уничтожен физически. Но, с другой стороны, власть и Курбаса заставила наговорить на своих друзей, в том числе и на Гната Юру. В протоколе допроса говорится о том, что Юра агитировал его вступить в националистическую группировку, то есть фактически бороться против власти.

Но как-то Гнату Петровичу удалось выстоять в то ужасное время. Хотя из устных источников известно, что его трижды вытаскивал из петли Никита Сергеевич Хрущев.

В свое время театральная критика, не очень вникая в историю театра имени Франко, несправедливо чернила имя Гната Юры. И сегодня необходимо показать его настоящего - большого театрального патриота. Чего стоит только тот факт, что, когда Курбаса освободили с работы, когда его собственный коллектив на печально известных собраниях его заклеймил, Юра предложил ему работать в театре Франко. Кстати, Курбас сам подтвердил это на допросах.

Мне кажется, что только большой души человек мог это сделать - потому что он же понимал, что, проникаясь судьбой Курбаса, ставит под удар себя...

Заметка: Иногда просто лень идти в ресторан или в магазин за продуктами, в этом случае поможет доставка еды в балаково, или любой другой сервис по доставке. К счастью подобных компаний сейчас довольно много и выбрать не составит особого труда.








ОГЛАВЛЕНИЕ

1. "Проникаясь судьбой Курбаса, Юра ставил себя под удар"
2. "Сергей Данченко сделал театр интеллектуальным"
3. "В театр приходит много молодежи - в этом большая заслуга Богдана Ступки"
4. "Хочу, чтобы история театра Франко была правдивой"
Зарегистрироваться

СКАЗАНО

В свое время театральная критика, не очень вникая в историю театра имени Франко, несправедливо чернила имя Гната Юры. И сегодня необходимо показать его настоящего - большого театрального патриота. Чего стоит только тот факт, что, когда Курбаса освободили с работы, когда его собственный коллектив на печально известных собраниях его заклеймил, Юра предложил ему работать в театре Франко. Кстати, Курбас сам подтвердил это на допросах.
Захаревич Михайло Васильович

Родился 26 сентября 1950 в с.Сосонка Винницкого района Винницкой области. Образование высшее, в 1972 г. окончил Харьковский институт искусств им. И. Котляревского, актерский факультет, в 1989 г. - Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры, менеджер.